ООО Завод Дорожных машин г. Рыбинск
ru / en / es / fr
Бесплатно по России:

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА в новой транспортной стратегии Российской Федерации

strategiya«Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» – проект более чем масштабный. И, конечно, его актуализация в соответствии с происходящими в стране изменениями должна пойти только на пользу дорожному хозяйству. Об обновлении Транспортной стратегии подробно рассказала Светлана Джорджевна Воронцова, вицепрезидент группы компаний «Транспортная интеграция».

Необходимость корректировки «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734р, была вызвана существенными внешними и внутренними изменениями, которые произошли в России. К основным из них относятся следующие:

• уточнены приоритеты инновационного развития России и показатели социально-экономического развития страны на перспективный период;
• Россия стала членом Всемирной торговой организации, что окажет существенное влияние на
формирование спроса на транспортные и логистические услуги;
• создано Единое экономическое пространство (ЕЭП) -интеграционное объединение государств Таможенного союза, базовые принципы которого предусматривают свободу торговли товарами и услугами, свободу передвижения финансового и человеческого капитала;
• в результате финансового кризиса снизились объемы государственного финансирования объектов транспортной инфраструктуры, что сказалось на целевых показателях Транспортной стратегии Российской Федерации;
• появились новые механизмы реализации транспортной политики;
• созданы федеральные и региональные дорожные фонды;
• создана необходимая нормативно-правовая база для реализации крупных инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций и др.

В 2012 году Россия стала членом ВТО и приняла на себя обязательства по выполнению принципов ВТО и снижению таможенных пошлин. К основным принципам ВТО относятся следующие:

1) торговля без дискриминации, то есть взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
2) регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных и иных ограничений;
3) транспарентность торговой политики, разрешение торговых споров путем переговоров.

В настоящее время членами ВТО являются 154 страны, которые в совокупности обеспечивают 97% мировой торговли. К лидирующим субъектам международной торговли в составе ВТО относятся США, Китай и Япония, а также страны Европейского Союза, среди которых наибольшие объемы экспортно-импортных операций приходятся на Германию, Францию и Нидерланды. Более 90% внешнеторгового оборота России приходится на страны-члены ВТО.

Главными положительными последствиями вступления России в ВТО станут либерализация экономики, улучшение бизнесклимата в стране, повышение привлекательности России для иностранных инвестиций, увеличение доли российских предприятий на мировых рынках торговли и услуг, диверсификация экономики страны и снижение ее зависимости от экспорта энергоносителей и сырья.

Вступление России в ВТО будет стимулировать развитие внешней торговли страны, увеличение спроса на транспортно-логистические услуги и рост транзитных потоков грузов и пассажиров.
Наибольшие темпы роста объемов перевозок прогнозируются на морском, автомобильном и воздушном видах транспорта, а также в секторе логистических и терминально-складских услуг. Россия будет постепенно открывать доступ иностранным компаниям на свой рынок транспортно-логистических услуг. Для сохранения своих позиций российским компаниям потребуется существенно повысить производительность труда и экономическую эффективность, снизить затраты на транспортировку и улучшить качество предоставляемых услуг.

Вступление России в ВТО сопровождалось принятием нашей страной обязательств по снижению ввозных таможенных пошлин на ряд товаров. Наибольшие изменения таможенного регулирования коснулись автопрома. После вступления России в ВТО пошлины на новые легковые автомобили снизятся с 30% до 25%, и эта ставка будет действовать в течение трех лет с даты присоединения.
Начиная с четвертого года до седьмого года она будет снижаться с 25% до 15% примерно равными долями. При этом на подержанные автомобили старше семи лет остаются запретительные пошлины, а на автомобили возрастом между тремя и семью годами пошлины снижаются до уровня 20% также за семь лет. Частично снижены пошлины на тракторы и грузовые автомобили, в среднем с 20 – 25% до 15%. По автобусам связанная ставка ввозной таможенной пошлины с даты присоединения России к ВТО должна снизиться с 15 – 20% до 10% на конец переходного периода.

Для компенсации потерь иностранных автопроизводителей, которые открыли производства в России, Правительство РФ ввело утилизационный сбор. Данный сбор уплачивается при ввозе в Россию новых, а также бывших в употреблении автомобилей. Кроме того, с целью получения льгот по ввозу комплектующих для выпускаемых на территории России иномарок, ряд зарубежных автоконцернов (Renault- Nissan, Volkswagen, Ford и др.) подписали новые соглашения с Правительством РФ о режиме промышленной сборки автомобилей, которые предусматривают уровень локализации их производства в РФ до 60% (по старым условиям — 30%), а общий объем их производства должен достичь 300 — 350 тыс. машин в год.

Тенденции сохранения высокого спроса на автомобили в России подтверждают данные об уровне автомобилизации. В настоящее время в США насчитывается 765 легковых авто на 1000 жителей, в развитых европейских странах — в среднем 600 авто на 1000 жителей, а в России — 250 на 1000 жителей. По количеству легковых автотранспортных средств на тысячу человек Россия в 3 раза уступает США, в 2,3 раза — Италии, почти в 2 раза — Франции, Японии и Германии, и в 1,8 раза — Финляндии, Швеции и Великобритании. Это свидетельствует о том, что у России имеется значительный потенциал роста данного показателя — как минимум в 2 раза, до уровня развитых стран Европы. Эксперты считают, что предел насыщения авторынка следует ожидать при достижении отметки в 800 – 850 машин на 1000 человек.

strategiya_02В России 2012 год оказался рекордным для автомобильного рынка, в стране было продано 2,9 млн автомобилей, при этом рост продаж новых автомобилей составил 11%. В ближайшие пять- семь лет авторынок России может войти в число лидеров в Европе с объемом продаж до 4 – 5 млн автомобилей в год. Соответственно, возрастет нагрузка на дорожную сеть страны.

Рассмотрим, как транспортно- дорожный комплекс России готов к повышению конкуренции с зарубежными странами и увеличению нагрузки, вызванной ростом спроса на транспортно-логистические услуги после вступления России в ВТО.

Общее представление об уровне развития транспортно-логистических услуг в различных странах дает индекс эффективности логистики (LogisticsPerformanceIndex, LPI), регулярно рассчитываемый Всемирным банком. В глобальном логистическом рейтинге лидируют Германия, США и Канада, ЮАР и Китай занимают 23 и 26 места соответственно, а Бразилия, Индия и Аргентина — 45, 46 и 49 соответственно. Россия в глобальном логистическом рейтинге находится только на 95 месте, уступая почти в два раза лидирующим странам по показателям эффективности процесса таможенной очистки, качеству логистической, транспортной и информационно- технологической инфраструктуры, своевременности поставок и возможности их отслеживать по пути следования грузопотоков.

Существует четкая зависимость между уровнем глобальной конкурентоспособности страны и качеством ее инфраструктуры. Так, индекс глобальной конкурентоспособности, рассчитываемый по методике Всемирного экономического форума, отражает потенциал роста страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом текущего уровня развития ее транспортной инфраструктуры.
Рейтинг развития дорожной сети России по сравнению с другими странами, составленный Всемирным экономическим форумом, показал, что по качеству автомобильных дорог РФ занимает 136 место в мире из 144 (эксперты оценили качество российских дорог в 2,3 балла из 7), значительно уступая развитым и развивающимся странам мира, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности нашей страны по данному показателю.

Низкие показатели транспортно-эксплуатационного состояния и плотности дорожной сети накладывают серьезные ограничения на развитие всей российской экономики, поскольку на транспортные издержки приходится от 10% до 30% в себестоимости многих видов товаров и услуг (в промышленности доля автотранспортных издержек составляет около 10 – 15%, в строительстве — до 20%, в сельском хозяйстве и торговле — до 30%).

Недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог общего пользования характеризуют следующие показатели:
1) В России отсутствует сеть автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, позволяющих пересечь всю территорию страны без остановок и задержек в пути следования.
2) До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.
3) Около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13,7 тыс. км автомобильных дорог федерального значения (около 27% от протяженности федеральной дорожной сети). При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15 процентов автомобильный парк вырос более чем в 1,7 раза.
4) Отсутствие автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации по кратчайшим направлениям приводит к увеличению протяженности маршрутов движения и, как следствие, перепробегу автомобильного транспорта, а также к перегрузке магистралей в районах крупных транспортных узлов.
5) Основная доля автомобильных дорог федерального значения имеет две полосы движения, толь-ко 7% от их общей протяженности имеют многополосную проезжую часть, при этом большая часть этих автомобильных дорог посвоим параметрам (радиус кривой в плане, продольный уклон, расстояние видимости и др.) не отвечают требованиям, предъявляемым к дорогам I категории.
6) Только 39% протяженности автомобильных дорог федерального значения и 36% протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения соответствует нормативным требованиям по транспортно- эксплуатационному состоянию, остальные дороги нуждаются в неотложном проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту.
7) Качество автомобильных дорог местного значения значительно хуже, чем федеральных, региональных и межмуниципального дорог, более половины таких дорог не имеют твердого покрытия. В крупнейших и крупных городах исчерпана пропускная способность основных магистралей, особенно в центральных районах, где по условиям сложившейся застройки невозможно их расширение, что приводит к возникновению заторов и снижению безопасности дорожного движения.
8) Около 46,6 тысяч населенных пунктов (31% от их общего количества в России) не обеспечены постоянной круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие. Из них 260 населенных пунктов имеют население более 1000 человек. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием 10,5% от общей численности населения России (15 млн человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций.

Российская Федерация существенно отстает от развитых стран мира по протяженности и плотности дорожной сети. Так, например, при площади территории Российской Федерации 17 млнкм2, что почти в два раза больше, чем в странах Северной Америки и Китае, протяженность автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации в 1,2 раза уступает протяженности автомобильных дорог Канады, в 1,6 раза — Китаю и в 5 раз — США. По значению плотности автодорог на 1000 жителей Российская Федерация в 2 – 3 раза уступает США, Франции, Швеции, Финляндии и другим странам. Среднегодовой пробег российских автомобилей в 2 – 2,5 раза ниже, чем в развитых странах.

Число погибших в дорожно- транспортных происшествиях в России является самым высоким показателем среди развитых стран мира. Доля ДТП по причине сопутствующих дорожных условий, связанных как с неудовлетворительным содержанием автомобильных дорог, так и с их недостаточным техническим оснащением, составляет около 20%.

Недостаток автомобильных дорог в сельской местности сдерживает рост сельскохозяйственного производства, снижает доступность для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, не позволяет ликвидировать отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Общие потери экономики страны из-за отставания в развитии дорожной сети и низкого транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог составляют около 6% ВВП Российской Федерации.

Из-за отставания в развитии дорожной сети Россия входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек, что существенно снижает эффективность производства и торговли, отрицательно влияет на конкурентоспособность компаний и страны в целом. В валовом внутреннем продукте РФ доля логистических издержек превышает 20%, тогда как в Бразилии и Индии –13 – 15%, в США — 9,4%, в Италии — 10,6%, в Японии и Германии — 8,7% и 8,0% соответственно. Средний мировой показатель — 11,4%. Высокий уровень логистических затрат в России связан, прежде всего, с отставанием в развитии транспортной системы страны от экономически развитых государств мира, со значительным расстоянием перевозок, низким качеством предоставляемых услуг и неэффективной системой доставки грузов от производителей к потребителям.

По показателю валовой добавленной стоимости транспорта на одного занятого в этой отрасли Российская Федерация в 2,5 – 3 раза уступает развитым европейским странам.

В 2012 году объем экспортно- импортной грузовой базы России превысил 1,1 млрд тонн, при этом традиционно объемы экспорта в 6 – 7 раз больше объемов импорта.

В структуре российского экспорта, общая грузовая масса которого достигла в 2012 году 915 млн тонн, 71% приходится на топливно-энергетические товары, 11% — на металлы, 6% — на химическую продукцию и 4% — на лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия.

В структуре импорта, следующего в Россию, общая грузовая масса которого достигла в 2012 году 115 млн тонн, 29% приходится на машины и оборудование, 17% — на продовольственные товары, 9% — на химическую продукцию.

Учитывая наибольшую в мире площадь территории России и значительные расстояния грузовых перевозок (в среднем 700 — 800 км), по суммарной транспортной работе наша страна входит в тройку лидеров в мире (вместе с Китаем и США).

В стоимостном выражении общая цена экспортно-импортных грузов России составила в 2012 году свыше 1 трлн долл. США, что позволило нашей стране занять 9 место по данному показателю в мире.

Как правило, страны, имеющие наибольший внешнеторговый оборот, лидируют в мире по объему экспорта и импорта транспортных услуг. Так, в настоящее время США, Германия и Китай занимают лидирующие позиции в мире как по внешнеторговому обороту, так и по объему экспорта и импорта транспортных услуг.

В настоящее время доля России в мировом объеме экспорта и импорта транспортных услуг составляет менее 2%. Это свидетельствует о том, что транспортный потенциал страны используется в недостаточной степени. Например, у стран, имеющих сопоставимый с Россией объем внешнеторгового оборота (Япония, Корея, Великобритания и др.), объемы экспорта и импорта транспортных услуг выше в 2 – 3 раза.

Во многом это связано с тем, что доля отечественных перевозчиков в общем объеме перевозок экспортно-импортных грузов России не превышает 40%. Так, в перевозках международных грузов морским транспортом доля иностранных транспортных компаний составляет 94%. Суммарные потери доходов от перевозки экспортно-импортных грузов России судами, зарегистрированными под иностранными флагами, составляют свыше 300 млрд руб. в год.

Доля российских международных автоперевозчиков в обслуживании внешнеторгового оборота РФ составляет около 35%, при этом доля иностранных перевозчиков с каждым годом увеличивается. Суммарно из-за перевозки российских грузов иностранными автомобильными компаниями Россия теряет в год порядка 180 млрд рублей в виде недополученных доходов в бюджетную систему страны.

В связи с этим первостепенная задача после вступления России в ВТО связана с принятием мер по обеспечению перевозки российских грузов преимущественно национальными транспортными компаниями.

strategiya_03

Задача повышения конкурентоспособности транспортного комплекса страны относится к числу приоритетных для Российской Федерации.

Для решения этой задачи необходимо:
1. Повысить конкурентоспособность транспортной и терминально-складской инфраструктуры России, в первую очередь, по направлениям международных транспортных коридоров, где концентрируются наибольшие объемы международных перевозок.
2. Повысить конкурентоспособность российских транспортно-логистических компаний.
3. Повысить конкурентоспособность российских промышленных предприятий, выпускающих транспортные средства, оборудование и материалы для транспортного комплекса страны.

С учетом глобальных вызовов в новом варианте Транспортной стратегии Российской Федерации:
• поставлены задачи создания национальной транспортной сети, обеспечивающей регулярное сообщение между всеми субъектами Российской Федерации, выполнение транспортных стандартов и требований по доступности, безопасности и надежности работы транспортного комплекса страны;
• определены направления продвижения интересов России в сфере транспорта на целевых рынках по всему миру;
• определены направления повышения конкурентоспособности транспортного комплекса страны;
• предложены механизмы реализации транспортной политики, направленной на удовлетворение спроса на транспортные услуги, повышение эффективности работы транспортных компаний и привлечение частных инвестиций в развитие парка транспортных средств и транспортной инфраструктуры.

С целью повышения конкурентоспособности России в сфере развития дорожного хозяйства страны предусматривается решение следующих задач:
• создание системы автомагистралей и скоростных дорог, в первую очередь, по направлениям международных транспортных коридоров (МТК), обеспечение их соответствия требованиям к международным магистралям для интеграции в Европейскую и Азиатскую сеть автомобильных дорог;
• реконструкция существующих автомобильных дорог федерального значения на наиболее загруженных направлениях для повышения пропускной способности дорожной сети;
• совершенствование топологии дорожной сети — создание прямых транспортных связей между крупными центрами социально-экономического развития и переход в перспективе к сетевой структуре дорожной сети с большим количеством альтернативных связей;
• формирование подъездов к наиболее важным для обеспечения полноценного функционирования транспортной системы федеральным объектам: международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе РФ, морским и речным портам, аэропортам, железнодорожным узлам;
• устранение «узких мест» на существующей сети автомобильных дорог федерального значения за счет строительства и реконструкции обходов населенных пунктов, искусственных дорожных сооружений, транспортных развязок в разных уровнях, устройства усовершенствованных покрытий на участках с низшими и переходными покрытиями;
• создание дорожной сети для обеспечения развития регионов Сибири и Дальнего Востока;
• строительство в сельской местности автодорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования;
• обеспечение нормативного содержания сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, доведение к 2019 году объемов выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения до уровня, обеспечивающего приведение транспортно- эксплуатационного состояния федеральных дорог в соответствие с требованиями нормативных документов;
• внедрение инновационных технологий строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорожной сети;
• внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на участках сети автомобильных дорог федерального значения, где отмечается наиболее высокий уровень интенсивности транспортных потоков.

К числу приоритетных проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог относятся следующие:

1) в целях развития автомобильных дорог по направлениям международных транспортных коридоров:
• реконструкция автомобильных дорог федерального значения M-5 «Урал» и M-9 «Балтия», входящих в состав международного транспортного коридора «Запад — Восток»;
• реконструкция участков автомобильной дороги федерального значения M-8 «Холмогоры», входящей в состав международного транспортного коридора «Север — Юг»;
• строительство скоростной автомобильной дороги М-3 «Украина» по новому направлению;
• строительство и реконструкция автомобильных дорог в составе скоростных международных транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг» по новым направлениям;
• строительство и реконструкция автомобильных дорог в составе международного автодорожного маршрута «Европа — Западный Китай»;
• строительство и реконструкция автомобильных дорог в составе скоростных международных автодорожных маршрутов «Северная хорда», «Юго-Западная хорда» и «Центральная хорда»;

2) в целях формирования единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры:
• строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области;
• строительство мостового перехода через реку Лена в районе г. Якутска;
• реконструкция участков автомобильной дороги федерального значения А-331 «Вилюй» Тулун– Братск–Усть-Кут–Мирный–Якутск;
• строительство новой автомобильной дороги Ижевск– Пермь– Ханты-Мансийск;
• реконструкция автомобильных дорог Челябинск–Магнитогорск и Челябинск–Екатеринбург;
• строительство новой автомобильной дороги по направлению Углич–Переславль-Залесский–Владимир–Саранск–Пенза–Саратов и др.;

3) в целях обеспечения доступности и качества транспортно- логистических услуг в области грузовых перевозок:
• реконструкция автомобильной дороги А-180 «Нарва» на участке подъезда к морскому порту г. Усть-Луга;
• строительство и реконструкция автодорожных подходов к морским портам, крупным железнодорожным узлам, аэропортам, международным пунктам пропуска, расположенным на государственной границе Российской Федерации;

4) в целях обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения;
• реконструкция автомобильной дороги М-27 Джубга–Сочи;
• строительство и реконструкция автомобильных дорог и транспортных развязок, необходимых для развития г. Сочи как горно-климатического курорта, подготовки и проведения XXII
Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и др.

strategiya_04В настоящее время наибольшие грузопотоки в мире сосредоточены на двух направлениях: Юго-Восточная Азия — Северная Америка и Юго-Восточная Азия — европейские страны. Основным транспортным маршрутом, обеспечивающим связи между странами Юго-Восточной Азии и государствами Европы, является морской маршрут через Суэцкий канал, по которому осуществляется 98% от общего объема международных перевозок. К основным недостаткам данного маршрута относятся исчерпание пропускной способности Суэцкого канала, длительный срок доставки грузов и политическая напряженность в ряде стран, в результате которой могут возникнуть сбои в транспортировке грузов.

Из всех вариантов снижения зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы самый привлекательный — обслуживание транзитного моста Европа — Азия. Глобализация производственных схем, перемещение производств из Европы в Азию и доставка продукции обратно к европейским потребителям превращают транспортировку в одну из функций производственного процесса. Транспортный комплекс Российской Федерации может стать составляющей глобальной системы производства за счет выгодного географического положения страны для обслуживания грузовых потоков.

Стратегия развития транспортной системы Российской Федерации предполагает развитие международного транспортного коридора Восток-Запад как альтернативного сухопутного пути доставки грузов из стран АТЭС в Европу. Если при прохождении морского маршрута через Суэцкий канал грузы находятся в пути до 45 суток, то при использовании международного сухопутного транспортного маршрута «Европа — страны АТЭС» продолжительность перевозки может уменьшиться до 10 – 12 суток.

Среди дорожных проектов важное значение для обслуживания международных транспортных потоков имеет проект развития международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай», который обеспечит России выход на новые растущие рынки стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Общая протяженность МТК «Европа — Западный Китай» составляет 8,5 тыс. км, из них 2,3 тыс. км проходит по территории Российской Федерации, 2,8 тыс. км — Казахстана, 3,4 тыс. км — Китая.

Новый МТК «Европа — Западный Китай» будет создан с минимальным количеством стран участниц и всего лишь с одной границей между Казахстаном и Китаем, а далее по территории Казахстана и России на протяжении 5,1 тыс. км трасса будет проходить в зоне действия Единого таможенного союза Российской Федерации, Республики Белоруссии и Республики Казахстан, что позволит оптимизировать схемы доставки международных грузов.

МТК «Европа — Западный Китай» обеспечит связи между наиболее емкими рынками в мире. В совокупности на территории 27 стран ЕС, в России, Казахстане и в Китае проживает около 2 млрд чел., что составляет 30% от общей численности населения планеты. В рассматриваемых государствах объем валового внутреннего продукта достиг 24,5 трлн долл. США, что составляет 40,4% от мирового уровня.

МТК «Европа — Западный Китай» позволит значительно сократить расстояние транспортировки экспортно-импортных грузов России. Так, например, в настоящее время экспортные грузы из Приволжского федерального округа следуют сначала в морские порты Балтийского бассейна на железнодорожном или автомобильном транспорте, далее — морским путем через Суэцкий канал, а потом — по территории КНР до потребителей. Создание прямой автотранспортной связи из Приволжского федерального округа позволит сократить расстояние транспортировки с 27,6 тыс. км до 4,2 тыс. км, то есть почти в 7 раз.

Реализация проекта МТК «Европа — Западный Китай» позволит создать кратчайший путь из Китая в Россию и страны ЕС, сократить сроки поставок товаров между рынками Европы, России и Азии, станет стимулом для развития регионов, по территории которых пройдет маршрут, даст возможность снизить транспортные расходы и увеличить товарооборот между странами.
Существенный рост поездок на автотранспорте ожидается в связи с предстоящей отменой шенгенских виз для граждан России. По прогнозу в связи с отменой визового режима между Россией и Европейским Союзом количество поездок на автотранспорте между странами увеличится в 2,5 – 3 раза, что потребует соответствующего развития автомобильных дорог на подходах к государственной границе.

Для внедрения новых инновационных технологий дорожного строительства в регионах страны планируется создать сеть инновационных центров дорожного хозяйства, оснащенных специальными стендами и испытательными полигонами для опытно-экспериментальной проверки новых конструкций дорожных одежд, покрытий и материалов в реальных условиях воздействия транспортных потоков, а также необходимой лабораторной базой для разработки и испытания образцов современных технических средств организации и безопасности движения, прогрессивных технологий зимнего содержания дорог, нового оборудования для обустройства дорожной сети.

С целью повышения уровня безопасности транспортной системы в сфере развития дорожного хозяйства предусматривается:
реконструкция искусственных сооружений, увеличение протяженности линий освещения автодорог, строительство пешеходных переходов в разных уровнях;
приведение в нормативное состояние и повышение уровня обустройства автомобильных дорог средствами, обеспечивающими безопасность движения;
введение повсеместного весового контроля на автомобильных дорогах федерального и регионального значения.

strategiya_05Реализация перечисленных направлений развития дорожной сети предусматривает привлечение средств дорожных фондов всех уровней и частных инвестиций в строительство и реконструкцию автомобильных дорог на основе использования механизмов государственно-частного партнерства.

Учитывая, что на долю автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения приходится 94% от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в России, основная роль в решении задач обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни населения в субъектах РФ отводится именно этой дорожной сети. В связи с этим на период реализации Стратегии до 2030 года наибольшие объемы работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию предстоит выполнить на дорожной сети субъектов РФ и муниципальных образований.

Общая сумма капитальных вложений на реализацию мероприятий нового варианта Транспортной стратегии Российской Федерации в части дорожного хозяйства за период 2010 – 2030 годы составит 33604 млрд рублей, в том числе за счет:
• средств федерального бюджета — 18642 млрд рублей;
• средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 13765 млрд рублей;
• внебюджетных средств — 1197 млрд рублей.

В результате реализации Транспортной стратегии в части дорожного хозяйства к 2030 году протяженность сети автомобильных дорог общего пользования увеличится с 839,1 тыс. км до 1370,2 тыс. км (на 63,3%), в том числе:
• автомобильных дорог федерального значения — с 52 тыс. км до 82,8 тыс. км (на 59,2%);
• автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения — с 493,9 тыс. км до 553 тыс. км (на 12%);
• автомобильных дорог местного значения — с 293,2 тыс. км до 734,4 тыс. км (в 2,5 раза).

Для достижения целей Транспортной стратегии предусматривается за период до 2030 года обеспечить ввод в эксплуатацию 32,4 тыс. км платных автомагистралей и скоростных автомобильных дорог I технической категории; 62,2 тыс. км автомобильных дорог федерального значения (в том числе 23,7 тыс. км за счет строительства и 38,5 тыс. км за счет реконструкции); 163,8 тыс. км автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (в том числе 58,3 тыс. км за счет строительства и 105,5 тыс. км за счет реконструкции).

Для сравнения — в Китае общая протяженность сети автодорог в настоящее время составляет 1,9 млн км, из которых 133 тыс. км приходится на платные автодороги. К 2020 году прогнозируется, что протяженность сети автодорог КНР возрастет до 3 млн км, из которых на платные скоростные магистрали будет приходиться 85 тыс. км. К 2030 г. сеть платных скоростных дорог Китая достигнет 120 тыс. км, а к 2050 г. — 175 тыс. км. В результате реализации долгосрочной программы по строительству национальной системы скоростных автомобильных дорог в Китае будет создана «Сеть 7 — 9 — 18», обслуживающая платными автомагистралями регион с населением в миллиард человек, в том числе:
• 7 автодорожных направлений, расходящихся лучами от Пекина;
• 9 автодорожных направлений, следующих с севера на юг;
• 18 автодорожных направлений, следующих с востока на запад;
• 5 кольцевых линий и более 30 соединительных дорог.

Данное сравнение показывает, что в Транспортной стратегии России предусмотрены темпы развития дорожной сети существенно ниже, чем в КНР. При этом площадь территории РФ в 1,8 раза превышает площадь территории КНР.

Для повышения темпов создания дорожной сети в новом варианте Транспортной стратегии Российской Федерации предусматривается целый ряд мер. Так, предлагается поэтапный переход на дорожные фонды «третьего поколения», которые должны стать частью долгосрочной программы коммерциализации дорожного сектора, перевода его на рыночные условия функционирования и управления им как бизнесом. К основным отличиям дорожных фондов «третьего поколения» от существующих дорожных фондов относятся:
• наличие гарантированных обязательств дорожных администраций всех уровней перед населением и субъектами предпринимательской деятельности в отношении показателей содержания и развития дорожной сети;
• четкая взаимоувязка объемов финансирования дорожных работ с показателями доступности, объема и качества предоставляемых услуг пользователям автомобильных дорог;
• привлечение новых источников финансирования за счет выпуска облигаций, использования долгосрочных кредитов, частных капиталов, средств пенсионных и страховых фондов для увеличения объема инвестиций в дорожную отрасль;
• ускорение темпов строительства и реконструкции автомобильных дорог за счет аккумулирования необходимого объема ресурсов, организации эффективного процесса управления, применения современных финансовых инструментов, обеспечивающих большую гибкость при выборе схем реализации инвестиционных проектов;
• обеспечение гласности процедуры формирования плана дорожных работ и расходования средств дорожных фондов за счет создания Наблюдательного совета и привлечения к его работе общественных организаций, представляющих интересы пользователей автомобильных дорог, что позволяет учитывать мнение грузовладельцев, транспортных и логистических компаний, предприятий других отраслей экономики в отношении приоритетных направлений развития и совершенствования дорожной сети;
• осуществление контроля за деятельностью дорожного фонда со стороны государственных надзорных органов;
• постоянный мониторинг выполнения взятых обязательств дорожными администрациями: внедрение системы регулярной отчетности, позволяющей осуществлять контроль достижения показателей доступности, объема и качества предоставляемых услуг пользователям автомобильных дорог; системы персональной ответственности за их выполнение; выявление результатов с целью проверки эффективности расходования средств дорожных фондов;
• регулярное проведение независимого технического и финансового аудита для контроля за расходованием средств, аккумулируемых в системе дорожных фондов.

Создание дорожных фондов «третьего поколения» позволит увеличить объемы финансирования федеральных, региональных и муниципальных дорог и осуществить переход от управления расходами к управлению результатами путем расширения самостоятельности дорожных администраций и повышения их ответственности за достижение количественно определенных целевых показателей содержания и развития дорожной сети исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

Перспективная система дорожных сборов должна быть основана на электронной системе взимания платежей со всех пользователей автомобильных дорог пропорционально их пробегу на базе использования средств мобильной связи, бортовых устройств, устанавливаемых в автотранспортных средствах, систем глобального позиционирования и дистанционного управления. В основу работы данной системы взимания платежей должен быть положен принцип автоматического осуществления заявки на уплату дорожного сбора за счет использования встроенного в автомобиль бортового устройства On-BoardUnit (OBU). Данный прибор включается при запуске двигателя автомобиля на основе спутниковых сигналов ГЛОНАСС или GPS, и при поддержке сенсоров определения местонахождения он автоматически распознает проходимые этапы маршрута, подлежащие оплате, определяет местонахождение автомобиля и может в любой момент соотнести его положение с одним из участков маршрута, проходящего по сети автомобильных дорог Российской Федерации. Использование такой технологии гарантирует, что взимание дорожных сборов не будет препятствовать движению транспортных потоков, не потребует ни ограничения скорости, ни остановки автотранспортных средств, не будет предписывать рекомендуемые полосы движения.

В настоящее время законодательством предусмотрено введение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Введение данной платы с идентификацией транспортных средств и расчетом платы исходя из расстояния, пройденного автомобилем, с применением системы ГЛОНАСС будет обеспечено в 2014 году. После завершения внедрения данной системы и получения необходимого опыта ее эксплуатации в 2016 – 2017 годах данная система должна быть распространена на автомобильные дороги регионального значения, в 2019 – 2020 годах — на автомобильные дороги местного значения.
После внедрения вышеуказанной системы на федеральных и региональных дорогах, с учетом совершенствования и увеличения производства бортовых устройств, обеспечивающих связь транспортных средств с системой ГЛОНАСС, целесообразно распространить систему взимания платы в зависимости от расстояния поездки и типа автомобиля на все транспортные средства, которые используют дорожную сеть Российской Федерации.

Учитывая создание Евразийское экономического сообщества и Таможенного союза, необходимо обеспечение синхронного введения такой системы во всех государствах Таможенного союза с внесением необходимых изменений в межправительственные нормативные акты, в том числе в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в части обязательности оснащения транспортных средств бортовыми устройствами, обеспечивающими работу транспортных средств в условиях действия указанной системы взимания платы.

В области повышения инвестиционной привлекательности дорожного хозяйства предусматривается:
• использование механизмов государственночастного партнерства как в отношении автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании «Российские автомобильные дороги», так и на автомобильных дорогах, находящихся в ведении органов управления дорожным хозяйством федерального, регионального и муниципального уровней, в том числе путем заключения концессионных соглашений на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог и контрактов, предусматривающих строительство, ремонт и содержание объектов в течение жизненного цикла;
• выпуск облигационных займов на цели строительства и реконструкции автомобильных дорог, а также использование механизмов государственно частного партнерства;
• разработка механизмов привлечения для строительства автомобильных дорог ресурсов организаций, заинтересованных в развитии прилегающих к автомобильным дорогам территорий;
• повышение эффективности использования доходов от использования полосы отвода автомобильных дорог и придорожных полос.
Последовательная реализация мероприятий стратегии будет способствовать повышению скорости, удобства и безопасности движения на автомобильных дорогах, приведет к сокращению расходов на грузовые и пассажирские автомобильные перевозки.
В результате реализации Транспортной стратегии:
• за счет улучшения транспортной доступности будет обеспечено повышение качества жизни населения страны;
• повысится конкурентоспособность отраслей экономики России на мировых рынках за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции, ускорения оборачиваемости и уменьшения товарно-материальных запасов на складах;
• повысится уровень национальной безопасности страны;
• с подключением к системе скоростных автодорог депрессивные сельские районы и промышленные города получат новые стимулы для социально-экономического развития.

Статья из журнала «Дороги Евразии» Выпуск №2/Апрель-май/2013u/

Поделиться: