Бесплатно по России:
8 800 333 91 95 Отдел продаж техники
8 800 511 80 04 Отдел продаж запасных частей
8 800 511 88 96 Гарантийная служба

Технология уборки автодорог зимой

Протяженность автодорог общего пользования в России 947,8 тыс. км, а протяженность автомобильных дорог федерального значения 47,3 тыс. км. Рост автоперевозок в последние годы сопровождается и ростом числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), причиной которых становятся самые разнообразные факторы – состояние дорог, интенсивность движения, освещенность, техническое состояние автомобилей, психологическое состояние водителя, уровень его профессиональной подготовки и др.

Число погибших в ДТП в расчете на 10 тыс. транспортных средств (ТС) в России в 2006 г. достигло 10,1 чел., тогда как в странах Западной Европы – 1,2…2,3 чел. Число погибших в ДТП в России составляет 23 чел. на 100 тыс. жителей, это самый высокий показатель среди развитых стран. Более 17% от общего количества ДТП составляют аварии по причине неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Учитывая климатические особенности нашей страны, в наибольшей степени это проявляется в зимний период. Из этих 17% около 14…15% ДТП происходит на заснеженной дороге. Из-за уменьшения сцепления колес с дорогой, покрытой снегом или льдом, увеличиваются тормозной путь и безопасный радиус поворота в 3…9 раз. Коэффициент сцепления для сухого асфальтобетонного покрытия составляет 0,7…1,0, для мокрого асфальтобетонного покрытия – 0,4…0,7, а для заснеженного или обледенелого асфальтобетонного покрытия – всего 0,1…0,4! На сухом покрытии коэффициент сцепления практически не зависит от скорости автомобиля, а на скользких покрытиях сцепление заметно уменьшается с ростом скорости.

Снежные сугробы вдоль дороги помимо того, что ухудшают видимость, еще и сужают проезжую часть. На дороге, покрытой снежным или ледяным накатом, при наличии колеи, выбоин, ямок и других неровностей водитель может потерять контроль над управляемостью автомобиля.

Чтобы не снижалась пропускная способность автодорог и с целью повысить безопасность с дорожного покрытия удаляют снег и лед. Свежевыпавший снег быстро уплотняется под колесами автомобилей или после оттепели и превращается в снежно-ледяной накат, прочность которого может быть выше, чем обычного снега, в 30 раз. На некоторых участках снег не задерживается, и накат там не образуется. Сцепление колес с полотном проезжей части, покрытой снежным накатом и свободной от снега, разное. При торможении на дороге сила сцепления колес автомобиля неодинаковая, а сами колеса обычно тормозят с разной силой из-за того, что не отрегулированы тормозные механизмы. В результате на ТС действует разворачивающий момент, и возникает занос автомобиля. Это и является основной причиной ДТП в зимнее время.

Предотвратить занос при торможении в таких условиях помогают электронные системы стабилизации – они отпускают или притормаживают разные колеса автомобиля, выравнивая движение. При отсутствии такой системы на автомобиле водители применяют неполное и прерывистое торможение.

Помимо прочего после прохода снегоочистителей снег зачастую не полностью удаляется с дороги и поверхность дороги становится бугристой. Применение химических реагентов при наличии толстого слоя уплотненного снега приводит к тому, что колея на дороге начинает увеличиваться из-за разницы в скорости таяния снега в колее и других зонах дороги. По мнению экспертов, на большей части территории России целесообразнее всего использовать для уборки дорог снегоуборочные машины массой 7…15 т и выпускать машины на линию не позднее чем через 7 ч после начала снегопада. Если температура понижается больше чем на 1 °С в час, выпускать машины на линию следует еще раньше. При повышении температуры следует выпускать машины на линию после стабилизации температурного режима.

По окончании снегопада вследствие таяния снега под колесами транспортных средств происходит самопроизвольная очистка дороги, и аварийность постепенно снижается. Если дополнительно обработать дорогу реагентами, скорость снижения аварийности можно увеличить в два-три раза, но показатели безопасности все же не дотягивают до уровня летних по причине медленного разрушения уплотненного снега и снежных накатов в межколейной и межполосной зонах. Если толщина снежного наката более 30 см, после применения химических реагентов в течение 10 ч необходимо провести обработку дороги механическим способом, иначе аварийность на этом участке может возрасти на 10…20%.

Зимняя уборка улиц в городах имеет свою специфику. Так, в Москве период зимней уборки устанавливается с 1 ноября по 15 апреля. Технология зимней уборки улиц и магистралей включает операции первой и второй очереди. К первоочередным операциям относятся обработка противогололедными материалами, сгребание и подметание снега, формирование снежного вала для последующего вывоза. К операциям второй очереди относятся: вывоз снега, скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований.

Обработку проезжей части улиц противогололедными материалами проводят сразу с началом снегопада. Машины – распределители твердых реагентов и поливочно-моечные машины, оснащенные навесным оборудование для розлива жидких реагентов, должны быть постоянно загружены противогололедными материалами. С началом снегопада в первую очередь обрабатывают самые опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц – крутые спуски и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, тормозные площадки на перекрестках, остановки общественного транспорта, площади железнодорожных вокзалов и т. д. Затем приступают к сплошной обработке проезжей части противогололедными материалами. Время, требуемое для сплошной обработки всей территории, закрепленной за дорожно-уборочной организацией, не должно превышать 3 ч с момента начала снегопада.

В технологическом цикле «посыпка–подметание» доли той и другой операций должны быть равными (обработанная реагентами территория должна соответствовать подметенной территории). Подметать проезжую часть начинают при высоте рыхлой снежной массы на дорожном полотне 2,5…3,0 см, что соответствует 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега. При длительном снегопаде циклы механизированного подметания проезжей части проводят после каждых 5 см свежевыпавшего снега. Время, необходимое на подметание всех улиц и проездов, не должно превышать 3 ч (один цикл механизированного подметания), а при длительном интенсивном снегопаде 6 ч. При непрекращающемся снегопаде в течение суток должно быть выполнено не менее трех полных технологических циклов «посыпка–подметание», т. е. практически должна быть обеспечена постоянная работа уборочных машин на улицах города с кратковременными (не более часа) перерывами для их заправки ТСМ и принятия пищи водителями.

При втором и последующих циклах обработки противогололедными материалами машины – распределители реагентов должны следовать непосредственно за колонной плужно-щеточных снегоочистителей, обрабатывая проезжую часть сразу на всю ширину подметания. По окончании очередного цикла подметания приступают к работам по формированию снежных валов в лотках улиц и проездов. Снег, счищаемый с проезжей части улиц и с тротуаров, сдвигают в лотковую часть улиц и проездов, при этом ширина снежных валов не должна превышать 1,5 м. Время формирования снежных валов не должно превышать 24 ч по окончании снегопада. Не допускается перемещать снег на тротуары и газоны. В валах снега на остановках пассажирского транспорта и в местах наземных пешеходных переходов делают разрывы.

Вывозят снег с улиц в два этапа: первоочередной (выборочный) вывоз снега от остановок пассажирского транспорта, от наземных пешеходных переходов, с мостов и путепроводов, из мест массового скопления людей (возле крупных универмагов, рынков, станций метрополитена, гостиниц, вокзалов, театров и т. д.), с въездов на территорию больниц и других социально важных объектов осуществляется в течение 24 ч по окончании снегопада; • окончательный (сплошной) вывоз снега проводят по окончании первоочередного вывоза в соответствии с очередностью, определяемой заказчиком. Причем, время для вывоза снега и зачистки лотков не должно быть больше, чем для вывоза с площадей, магистралей, улиц и проездов разных категорий: при снегопаде до 6 см – 5…7 дней, при снегопаде до 10 см – 9…12 дней.

Снег, сдвигаемый с проезжей части дорог на обочины, следует перестить с обочин на откосы насыпи либо перекинуть ротором в полосу отвода, а если и это невозможно, его вывозят на свалку. Для дорог 1-й и 2-й категорий время выполнения снегоуборочных работ не должно превышать 2 ч по окончании снегопада, для дорог 3…6-й категорий – не более 4 ч, для остальных дорог – не более 24 ч.
А. Рикошинский «Основные Средства» №11/2008

Поделиться: