Бесплатно по России:
8 800 333 91 95 Отдел продаж техники
8 800 511 80 04 Отдел продаж запасных частей
8 800 511 88 96 Гарантийная служба

Зима не наступит внезапно

Приближается зима, и на всей территории России начнутся снегопады и морозы, которые традиционно создадут проблемы дорожным службам и автомобилистам. Как идёт подготовка автомобильных дорог к зиме? Как будут предупреждаться и ликвидироваться возможные завалы и чиститься дорожное полотно? Готовы ли дорожные службы обеспечивать безопасный и бесперебойный проезд и помогать водителям принимать правильные решения на дороге? На эти и другие вопросы ответил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Георгиевич Астахов.

— Каждую зиму по причине неблагоприятных погодных условий на автодорогах в разных регионах страны возникают серьезные сбои в движении автомобилей. Игорь Георгиевич, расскажите, пожалуйста, как идет подготовка к достаточно сложному зимнему периоду эксплуатации федеральных дорог?

— Так и в предыдущие годы, Росавтодором были изданы распорядительные документы, обязывающие подведомственные ФДА управления дорог и подрядные организации выполнить план мероприятий по подготовке к зиме. Главное отличие подготовки к зиме этого сезона от предыдущего состоит в том, что мы встречаем его с контрактами на содержание дорог, заключенными с подрядными организациями на пятилетний срок. Предыдущий осенне-зимний период был неблагоприятным в том отношении, что осенью прошлого года как раз проходили конкурсные процедуры для заключения долгосрочных контрактов на пять лет. И подрядные организации, не будучи уверенными в том, что они выиграют конкурсные торги, весьма осторожно подходили к вложению средств в материалы, в подготовку техники, производственных баз и дорожной инфраструктуры. В результате мы получили серьезные ситуации, случившиеся прошлой зимой на дорогах нашей страны: на автодороге М10 «Россия» и на дороге «Южный Байкал» между городами Улан Удэ и Иркутск, где погодные катаклизмы совпали по времени с проведением конкурсных процедур.

План мероприятий по подготовке к зимнему содержанию в новом сезоне включает в себя проведение особых проверок в отношении новых подрядных организаций, в первую очередь, проверку готовности их производственных мощностей для зимнего содержания. Согласно отчетам, которые мы получаем, организации ответственно подходят к подготовке к нынешней зиме. Они отлично понимают, что, если возникнут срывы, к ним будут применены предусмотренные контрактами штрафные санкции, а при систематических нарушениях возможно и расторжение контракта.

Анализируя ситуацию, сложившуюся на дороге М10 в прошлом году, необходимо отметить, что причины случившегося коллапса гораздо глубже и заключаются не только в действиях дорожников. Прежде всего — дорога предельно перегружена! Интенсивность движения составляет 50 — 70 тыс. автомобилей в сутки, при нормативной интенсивности 14-15 тысяч. И это всего лишь по двум полосам в каждом направлении. Любые ДТП ведут к остановке всего движения и возникновению пробок. Необходимо расширять дорогу, но связанные с этим процедуры: принятие решения о реконструкции, выполнение проектных работ, внесение объекта в план финансирования, в федеральную адресно-инвестиционную программу очень длительны. При этом, конечно, государство решает задачу снятия напряженности движения по этой дороге путем строительства новой платной дороги Москва-Санкт-Петербург (заказчик — государственная компания «Автодор»). Завершить строительство всей дороги планируется только концу 2018 года, но участок в районе Вышнего Волочка, где прошлой зимой и произошел коллапс, будет сдан в эксплуатацию осенью следующего года. И на протяжении этого участка проблема напряженности движения будет снята. Это будет альтернативная дорога, построенная по самым современным технологиям, что даст возможность маневра как для пользователей дорог, так и для дорожников и органов ГИБДД.

Таких участков дорог, работающих со значительной перегрузкой, в России наберется немало.
На более чем 6 тыс. км федеральной сети дорог требуется проведение работ по расширению проезжей части. Естественно, на это нужны немалые денежные средства, которых у государства в настоящий момент нет. При существующих ныне темпах строительства на решение этой проблемы понадобится около 12 лет.

От состояния дорог во многом зависит то, как они будут себя вести в зимний период времени. Поэтому очень важно своевременно и в полном объеме завершить все запланированные на текущий год работы по ремонту и капитальному ремонту. В настоящее время массово идут процедуры сдачи отремонтированных дорог в эксплуатацию. К сожалению, подводит погода, которая на большей части страны мешает проведению ремонтных работ. Есть участки дорог, где еще не закончена и укладка асфальта, такие работы в проливной дождь не могут быть выполнены и поэтому приостановлены.
Чтобы оценить общую ситуацию на федеральных дорогах России, 2 октября Росавтодором будет проведена видеоконференция по двум вопросам — результаты работ по ремонту и капитальному ремонту в 2013 году и подготовка к зиме.

Для эффективной подготовки дорожных организаций к зимнему периоду Росавтодором назначено проведение ряда учений по отработке взаимодействия структур ФДА, органов исполнительной власти, подрядных организаций, ГИБДД и МЧС при возникновении внештатных ситуаций на дорогах, в том числе из-за погодных условий. Учения уже провели на дорогах «Каспий» и «Холмогоры» как раз по отработке действий подрядных организаций в период зимнего содержания. Очередные учения планируем провести на дороге Москва-Санкт-Петербург с 30 октября и на дороге Хабаровск-Владивосток — в начале ноября. Подобные учения -это один из самых действенных методов, помогающих обеспечивать процесс перехода подрядных организаций к зимнему содержанию.

Другим важнейшим направлением в содержании, и в первую очередь, в зимнем содержании дорог, является повышение уровня информированности оперативных дорожных служб и пользователей о состоянии дорог. Мы должны, по возможности, опережать погодные сюрпризы, наши усилия в этой области направлены на дальнейшее развитие на всей федеральной сети информационных систем, обеспечивающих оперативный сбор и обработку данных о фактических погодных условиях на дорогах.
Мы строим систему, позволяющую водителям получать исчерпывающую информацию об условиях проезда по запланированному маршруту (о дорожной обстановке, погодных условиях и возможных альтернативных маршрутах движения), а дорожным службам — контролировать обстановку на различных участках дорог и по мере необходимости вносить коррективы в свои действия. На сегодняшний день действуют более 300 дорожных метеостанций, оснащенных системами видеоконтроля. К 2014 году мы планируем удвоить их количество.

— В североевропейских странах директивные сроки по очистке дорог от снега и обработке их ПГМ значительно короче, что позволяет обеспечить более безопасные условия движения. Как Вы считаете, есть ли необходимость и возможность повышения уровня зимнего содержания российских дорог?

— Это заблуждение, нормативный срок в европейских странах в большинстве случаев гораздо длиннее. Если же Вы имеете в виду скандинавские страны, то в Финляндии из 80 000 км дорог всего лишь 4 000 км содержатся без наката. У нас 50 000 федеральных дорог и по существующему нормативу все 100% дорог должны содержаться без наката. Поэтому и требуется гораздо больше времени на очистку дорожного полотна от снега.

Кроме того, в Финляндии и других северных европейских странах ответственность за безопасность. Для эффективной подготовки дорожных организаций к зимнему периоду Росавтодором назначено проведение ряда учений по отработке взаимодействия структур ФДА, органов исполнительной власти, подрядных организаций при возникновении внештатных ситуаций на дорогах, в том числе из-за погодных условий. Это один из самых действенных методов, помогающих обеспечивать комфортный процесс перехода к зимнему содержанию.1ность в большей мере возлагается на самих участников дорожного движения, чем на дорожников. Например, если на дороге образовалась скользкость, то водитель должен соблюдать оптимально безопасный скоростной режим. Если на дорожном знаке шапка из снега, не позволяющая рассмотреть, что на нем изображено, то водитель должен остановиться, обмести его и посмотреть, что на знаке, и только потом продолжить движение. Если при неблагоприятных погодных условиях случится ДТП, то виноват будет водитель, а не дорожные службы. В России же принято во всем винить дорожников.

— Экономическая эффективность содержания автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения под снежным накатом не вызывает сомнения. Когда будут согласованы и утверждены нормативные документы, регламентирующие применение этой технологии?

— У ГИБДД есть опасения, связанные с обеспечением безопасности на дорогах, содержащихся под снежным накатом, ведь накат это скользкость. Нужно разработать определенную технологию содержания. Накат необходимо формировать, чтобы обеспечить его ровность, структурность, необходимое сцепление колес с поверхностью. Для этого подрядным организациям потребуется специальная техника, которую нужно будет приобрести. Росавтодор в рамках эксперимента согласовал с ГИБДД опытную эксплуатацию под снежным накатом участка федеральной дороги «Кола» в Мурманской области. Я уверен, что этот опыт будет положительным, и что мы его будем применять на других дорогах наших северных территорий. При этом будем, безусловно, учитывать и интенсивность дорожного движения. В странах Скандинавии под накатом содержат дороги с интенсивностью движения не более 2 000 машин в сутки. Мы решили перенять этот подход. Дорог с такой интенсивностью движения у нас не так много. Это федеральные дороги «Колыма», «Лена», «Вилюй» и дорога «Кола», там есть участки с невысокой интенсивностью движения. Эти участки дорог мы будем содержать под накатом. Нормативные документы, регламентирующие применение этой технологии, как мы ожидаем, будут согласованы и утверждены в 2014 году, после анализа результатов опытной эксплуатации.

При этом стоит отметить и важность дисциплинированного поведения водителей на дорогах со снежным накатом, необходимость соблюдения ими скоростного режима и учета погодных условий.

— Будет ли использован опыт Республики Татарстан в содержании дорог под накатом?

— Безусловно, мы использовали разработки Республики Татарстан, взяли за основу их нормативные документы, чтобы не тратить время на разработку своих документов, так как подходы абсолютно одинаковые.

— Как в предстоящий зимний сезон будет регламентироваться применение зимней резины и цепей противоскольжения?

— В этом году мы заказали проведение научно-исследовательской работы по изучению эффективности применения шипованных шин и цепей противоскольжения в различных регионах России, а также их влияния на износ дорожного покрытия. Шипованные зимние шины, с одной стороны, значительно усиливают этот износ, но, с другой стороны, укорачивают тормозной путь на покрытой снегом или льдом дороге, что повышает безопасность движения. Мы надеемся получить обоснование для установления в зависимости от региона страны тех периодов, в которые применение шипов и цепей обеспечит наибольшую безопасность, и предложения по совершенствованию нормативных актов, устанавливающих порядок и правила их эксплуатации. Исследовательские работы будут закончены только в следующем году, поэтому пока никаких изменений регламента по применению цепей противоскольжения и зимней резины добиться не удалось.

— Большая проблема зимой — эвакуация автотранспорта с мест ДТП. Эта функция возложена на ГИБДД, но у инспекции нет для ее выполнения необходимых возможностей. Каков, на Ваш взгляд, должен быть механизм решения этой проблемы?

— Пока этот вопрос не решен, не определена структура, на которую будет возложена данная функция. Денежные средства на проведение этих мероприятий не выделяются ни дорожникам, ни ГИБДД, ни МЧС. В зарубежных странах эвакуацией транспортных средств занимаются именно службы спасения. У нас же сейчас привлекаются, в основном, силы подрядных дорожных организаций. И даже если необходимая техника у дорожников имеется, то на эвакуацию автотранспорта с мест ДТП нет никаких полномочий. Понятно, что если надо просто переместить с проезжей части легковую машину, которая незначительно пострадала и обездвижена, дорожники это могут выполнить. Но когда происходит крупное ДТП с участием тяжелых транспортных средств и необходимо их эвакуировать, то здесь требуется специальная техника, которой у дорожников нет, а главное нет для этого ни финансовых средств, ни соответствующих полномочий. Необходимо сказать, что в этом году перед нами стоит еще одна очень важная задача — это обеспечение бесперебойного содержания дорог олимпийского Сочи. Для решения этой задачи мы разработали проект зимнего содержания сочинских дорог. В проекте учтены особенности местного климата и опыт, полученный в прошлом году при проведении тестовых соревнований. Уверен, что строгое соблюдение заказчиками и подрядными организациями разработанного проекта обеспечит функционирование дорожной сети без сбоев.

— Игорь Георгиевич, что пожелаете своим коллегам в преддверии профессионального праздника — Дня Дорожников?

— Хочу всем, кто посвятил себя благородному делу строительства и эксплуатации дорог и мостов, пожелать хорошей погоды. Непростой труд дорожников во многом зависит от погодных условий. Пример тому -паводок, принесший много бед, на Дальнем Востоке, где до сих пор не прекращаются дожди. Поэтому желаю хорошей погоды и стабильной работы, потому что стабильность определяет уверенность в завтрашнем дне, а с уверенностью приходит желание творчески мыслить и работать. Желаю всему многотысячному отряду людей достойной и уважаемой профессии крепкого здоровья и надежного домашнего тыла!

Журнал  «Дороги  Евразии»,№4,  август-сентябрь  2013

Поделиться: